К разработке адаптивного гидромеханического гасителя колебаний для пассажирских вагонов

Файзибаев Ш.С., д.т.н., проф., (ТашИИТ)
Радин С.Ю., к.т.н., доц.,
Сливинский Е.В., д.т.н., проф., Елецкий Государственный университет им. И.А. Бунина

Известно, что экипажная часть пассажирских вагонов состоит из колёсных пар, которые
связаны с рамой тележек и кузовом через систему упругих элементов, надрессорных балок и
элементов, поглощающих энергию колебаний. Когда колёсные пары проходят неровности
пути (стыки рельс, детали стрелочных переводов, пучины и т.д.) в рессорном подвешивании
возникают значительные по величине динамические нагрузки. При этом, необрессоренные
части экипажей испытывают ускорения достигающие 25g. Появлению динамических нагрузок
способствуют так же дефекты колёсных пар, местные пороки поверхности катания, эксцентричная
посадка колеса на ось, неуравновешенность колёсной пары и т.д. Поэтому, именно
рессорное подвешивание, уменьшая ускорения обрессоренного строения и вертикальные
нагрузки на него и путь, обеспечивает плавность хода подвижному составу. К основным характеристикам рессорного подвешивания относят суммарную жёсткость ступеней рессорных
комплектов, степень демпфирования и распределение демпфирования по ступеням. Демпфирование колебаний осуществляется как в самих элементах подвешивания, так и в специально предназначенных устройствах-гасителях колебаний. Наиболее распространёнными и эффективными в конструкциях пассажирских вагонов нашли гидравлические гасители колебаний.
Принцип действия их заключается в последовательном перемещении вязкой жидкости
поршнем через узкие каналы, в результате происходит перевод механической энергии в тепловую
с последующим её рассеиванием в окружающую среду. При проектировании таких гасителей
силу их сопротивления определяют исходя из скорости относительной деформации
подвижных элементов и коэффициента пропорциональности, который является параметром
гасителя. Конструкция современного гидравлического гасителя представляет собой рабочий
цилиндр, в котором подвижно расположен шток с поршнем, причём последний снабжён клапанами
с дроссельными отверстиями.

Литература
1. Осиновский Л.А. Выбор параметров демпфирования вертикальных колебаний вагонов одинарного
подвешивания с учетом упругости кузова. Л., Транспорт, 1967. 176с.
2. Челноков И.И. и др. Гасители колебаний вагонов. М., Трансжелдориздат, 1963. 234с.
3. Сливинский Е.В., Зайцев А.А., Радин С.Ю. Перспективная конструкция гидравлического гасителя. //
Локомотив. — 2007,- №10, с 36-37.

Скачать статью — К разработке адаптивного гидромеханического гасителя колебаний для пассажирских вагонов