Монография: Совершенствование систем оперативно-технологической связи железной дороги

Монография: Совершенствование систем оперативно-технологической связи железной дороги Узбекистана с применением пакетной коммутации

Авторы: А.А.Халиков, О. А.Мирсагдиев

 В мире особое значение имеет управление движением грузовых и пассажирских перевозок и предоставление логистических услуг в транспортных системах железной дороги, составляющих ведущую транспортную инфраструктуру в системах интеллектуальной связи для контроля в оперативно — технологическом режиме. В развитых странах, в том числе, США, Англии, Германии, России, Китае, Японии, Южной Корее и других странах, уделяется пристальное внимание повышению безопасности движения поездов путем применения новых технологий и способов пакетной коммутации, обеспечивающих передачу данных на высокой скорости в виде видеоизображений, звука, в управляющие подразделения и центры обслуживания высокоскоростного подвижного состава. В этой связи разработка эффективных методов пакетной передачи данных в системах цифровой связи для управления перевозочными работами на железнодорожном транспорте является одной из важнейших задач.

В мире ведутся направленные научно-исследовательские работы по разработке эффективных технологий и методов передачи пакетных данных с помощью систем цифровой связи диспетчерского контроля в оперативном режиме, обеспечивающих непрерывность процесса управления движением поездов железнодорожного транспорта. В этой связи, в том числе, наиболее важными задачами являются совершенствование сетей интегративной связи, позволяющей эффективно использовать ресурсы каналов цифровой связи, разработка методов массового обслуживания, четко распределяющих нагрузку, которая возникает при соединении разных абонентов комплексов в течение одного отрезка времени в каналах связи, разработка систем искусственного интеллекта, которые осуществляют выбор способа автоматической коммутации и контроль качества связи в системах передачи данных.

В нашей Республике особое внимание уделяется реализации мер, направленных на целевое совершенствование инфраструктуры транспортных систем, в том числе, полной электрификации линий поездов железнодорожного транспорта, совершенствованию средств цифровой технологической связи региональных узлов железной дороги, осуществляющих самоконтроль при управлении высокоскоростным подвижным составом. В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. определены задачи, в том числе «… развитию и модернизации дорожно-транспортной, … инфраструктур, … совершенствование государственной молодежной политики, … совершенствование системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации»[1]. Для выполнения данных задач наиболее важными являются, в том числе разработка эффективных методов коммутации пакетов и аналоговых и цифровых каналов на основе Е-модели при составлении трактов контактирования в системах связи железнодорожного транспорта, совершенствование методов оценки качества связи.

Данное исследование в определенной степени служит выполнению задач, предусмотренных в Указе Президента Республики Узбекистан №УП-4947 от 7 февраля 2017 года «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 2017-2021 годы», в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2014 г. №ПП-2158 «О мерах по дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики», в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2017 года №ПП-3121 «О мерах по реализации инвестиционного проекта «Электрификация железнодорожной линии «Карши — Китаб» с организацией скоростного движения пассажирских поездов», а также в других нормативно-правовых документах, принятых в данной сфере.

Ведутся широкомасштабные научные исследования по проблемам совершенствования цифровых систем оперативно — технологической связи на основе технологий коммутации каналов и пакетов в ведущих научных центрах и высших образовательных учреждениях мира, в частности в Institute of Electrical and Electronics Engineers (США), Massachusetts Institute of Technology (США), Железнодорожный институт Шэньси (Китай),Институте информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (Москва),Петербургском университет путей сообщения (Санкт-Петербург), Российском университете транспорта (Москва) и АО «BOSHTRANSLOYIHA» (Узбекистан).

Большой вклад в решение проблем совершенствования цифровых систем оперативно — технологической связи на базе технологий коммутации каналов и пакетов внесли научные труды таких известных ученых как: Paul Baran, T. Takashige, Segal M., В.М. Волков.В.А. Прокофьев, Б.С. Гольдштейн, И.Д. Блиндер, Г.В. Горелов.В.А. Левин, А.К. Лебединский, Ю.В. Юркин, А.А., А.А. Павловский. Кроме того, исследованию телекоммуникационных и технологических сетей особое внимание уделили известные отечественные ученые: Т.Д. Раджабов, Д.А. Абдуллаев, Т.Н. Нишонбоев, Н.Б. Усманова, Д.В. Ким, В.А. Кривопишин, А.А. Халиков, С.С. Халиков и др.

Практически все исследования, связанные с организацией перевозок на железнодорожном транспорте направлены на обеспечение безопасного технологического процесса. В настоящее время остается актуальным и неизученным в должной степени требования к технологической связи, являющееся основной при организации перевозочных работ, переговоры между диспетчером и дежурным по станции, являющихся основными участниками технологического проекта, разработка новых методов совершенствования пакетной коммутации в практике обслуживания.


[1]Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».