Оценка эффективности качества рабочего процесса тепловозного дизеля

Валиев М.Ш., к.т.н., ст. преп. (ТашИИТ)

Введение. Задача достоверной оценки качества рабочего процесса в цилиндрах тепловозного
дизеля и технического состояния определяющих его узлов топливной аппаратуры и цилиндропоршневой
группы в настоящее время решается в основном стационарными средствами
диагностики, чаще всего на основании анализа индикаторной диаграммы рабочего
процесса. Использование такого подхода для непрерывного контроля технического состояния
тепловозного дизеля в эксплуатации невозможно по ряду причин, одной из которых является
отсутствие технической возможности непрерывного измерения давления в цилиндре дизеля,
которое необходимо для снятия индикаторной диаграммы.
Коэффициент избытка воздуха является одним из основных параметров рабочего процесса
двигателя внутреннего сгорания, во многом определяющим показатели его надежности
и экономичности в эксплуатации.
С величиной коэффициента избытка воздуха непосредственно связаны значения целого
ряда других показателей рабочего процесса двигателя, прежде всего температуры отработавших
газов (ОГ). Соответствие относительных изменений значений коэффициента избытка
воздуха и температуры отработавших газов является диагностическим параметром, характеризующим техническое состояние цилиндров двигателя [1].

Литература
1. Оценка технического состояния тепловозного дизеля по данным бортовой микропроцессорной системы
управления/ В.В. Грачев, М.Ш.Валиев //Известия ПГУПС,-2010-Вып.1- с.22-32.
2. Оценка технического состояния цилиндров дизеля с использованием датчика содержания кислорода в
отработавших газах (лямбда зонда) / В.В. Грачев, М.Ш. Валиев //Известия ПГУПС,-2011-Вып.2-с.25-32.
3. Planar Wide Band Lambda Sensor. Technical Customer Information. Y258-K01-005-000e. /Bosch, 2001.

Summary
This article deals with the wide-band exhaust gases oxygen content sensor can be used for continuous monitoring of the air excess coefficient in the locomotive diesel engine cylinders. This type sensors are widely used in automotive diesel engines control systems. It means for indirect estimation of the engine cylinders mixture quality by the exhaust gases oxygen content.

Скачать статью — Оценка эффективности качества рабочего процесса тепловозного дизеля